Не так давно в силу на территории нашего государства вступил в силу новый закон о закупках. Вернее, он начал вступать, так как внедрение его происходит поэтапно и продолжается по сей день. Федеральный закон РФ 223 ФЗ содержит в себе большой список пунктов, каждый из которых регулирует закупочные процессы на территории России. И одни из пунктов, который прописывает федеральный закон 223 о закупках – это пункт, касающийся копаний и организаций, попавших в реестр недобросовестных. Что собой представляет реестр недобросовестных поставщиков и, какова его роль в условиях исполнения федерального закона № 223-ФЗ, в этом мы сегодня попытаемся разобраться более подробно.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой реестр, в который вносятся сведения о юридических лицах, ИП (индивидуальных предпринимателях), участвовавших в торгах на право заключения государственного контракта, победившие в этих торгах, но, в силу каких либо причин, уклонившиеся от исполнения обязательства по контракту в указанные сроки или отказавшиеся от исполнения оного. Либо поставщики, с которыми договор расторгнут по решению суда в связи с частичным или полным существенным нарушением по исполнению договора. Ведение данного реестра возложено на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, на официальном сайте.
Перечень сведений для включения организации в реестр недобросовестных поставщиков по 223 Федеральному закону устанавливается Правительством РФ. И закон о государственных закупках прописывает все эти положения.
Все сведения, которые содержатся в реестре, должны располагаться в свободном доступе, и любой заказчик должен без особых усилий и различных проволочек иметь полный доступ к данным, располагающимся в данном реестре.
Так как Федеральный закон № 223 ФЗ вступил в свою силу сравнительно недавно, и реестр недобросовестных поставщиков еще не сформирован, то, в данном случае, заказчикам нужно руководствоваться реестром недобросовестных поставщиков по 44 федеральному закону. Данные по организации, внесенной в данные реестра храниться в нем не менее двух лет, после чего все данные удаляются. В соответствии с Федеральным законом 223 ФЗ, любая организация, включенная в реестре недобросовестных поставщиков, уклонившихся от заключения договора, может обжаловать данное решение в судебном порядке, и не исключено, что решение о внесение данных в реестр может быть отменено. Закон о закупках предполагает такую операцию. Все-таки два года в писке недобросовестных поставщиков – это приличный срок. А исключение возможности поучаствовать в государственных аукционах и закупках – это значит исключить возможность получения большой прибыли. Ведь именно в сфере государственных закупок вращаются большие бюджетные средства.
В заключении хочется отметить, что любая организация, вступившая на путь исполнения государственного контракта, должна четко и трезво оценивать свои шансы, в частности, исполнения контракта, это важно не только для самого заказчика т.к. некоторые работы требуются проводить срочно, но важно также и для поставщика. В случае неисполнения контракта поставщик имеет все шансы в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ попасть в реестр недобросовестных поставщиков, в таком случае на два года для него путь в сферу государственных закупок будет закрыт, что для некоторых организаций подобно закрытию своего собственного дела. Многие организации, можно так сказать, и живут только за счет исполнения государственного заказа, и попадание в реестр значит для них настоящую рабочую смерть. Так что, в любом случае, всегда пробуйте обжаловать решение о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков в рамках 223 федерального закона. И прежде чем решить, готовы ли Вы принять участие в государственных торгах, изучите федеральный закон РФ 223 ФЗ, чтобы у Вас не возникало затруднений и сложных ситуаций.
Давайте сейчас представим себе процесс закупки для государственных нужд как некий живой организм, который, в точности, как и любое существующее животное, вначале рождается, затем взрослеет, обзаводится потомством, стареет, и умирает.
Рассмотрим подробный жизненный цикл конкурентного процесса от самого рождения и до смерти.
Рождение процедуры начинается с того, что государственный заказчик решает провести конкурентную процедуру и выбирает конкурсную процедуру закупок по двести двадцать третьего федерального закона о закупках. Рождение происходит в муках, специалистам по размещению заказа предстоит проделать гигантскую работу по составлению всей необходимой документации к извещению, определить сроки, сумму, количество лотов, место поставки, место проведения и т.д.
Публикация извещения на официальном сайте для информации по государственным заказам и есть тот момент рождения конкурсной процедуры, любой потенциальный поставщик может ее посмотреть с разных сторон, потискать и делать с ней все, что ему угодно в рамках функционала официального сайта и закона 223-ФЗ о закупках. Счастливыми остаются и родители данной процедуры торгов, так как все начальные мучения уже позади.
Юность и взросление происходят с процедурой достаточно быстро, но как заботливым родителям, специалистам заказчика, которые публиковали процедуру, предстоит долго и кропотливо заботиться о ней, растить, и лелеять. Участники конкурентной процедуры могут направить запрос на разъяснение, на их взгляд, непонятных позиций, прислать свои заявки на участие в процедуре, указав цену и объем предполагаемых для выполнения работ услуг, поставки товара.
После зрелости приходит старость, этот процесс можно приравнять к публикации протоколов по торгам, где последний будет итоговым, тем самым закупочная процедура подводит свой итог, что она сделала, каких результатов добилась, и что ждет ее после смерти. Когда все протоколы размещены на официальном сайте, и подведены все итоги, процедура признается закрытой, и на основании ее протоколов заключаются государственные контракты, которые придут на смену закупочной процедуре после ее завершения. Подводя итог, можно отметить, что не так важна история жизни самой процедуры, как важен ее итог и, как следствие, хороший и качественно исполненный контракт. Ведь очень важно, чтобы все закупочные процедуры приводили к заключению контракта, и чтобы контракт выполнялся вовремя, ведь на опубликование и проведения одной процедуры в рамках закона 223 ФЗ затрачивается столько людских сил и ресурсов, что только с помощью них можно возводить по одной Эйфелевой башне в день нашей стране.
Федеральный закон 223 о закупках – это новый закон, с новыми порядками, который призван внести в законодательство улучшения. И его внедрение – это шанс сделать государственные закупки чистыми, открытыми и главное, - честными. Закон о государственных закупках - это шаг к новому.
Наши ресурсы