Государственный заказ - это закупка, удовлетворяющая потребности в товарах, работах, услугах, проводимая государственными компаниями, финансируемыми бюджетными средствами. Государственный заказ может быть федеральным, муниципальным, региональным, в зависимости от источника бюджетного финансирования, если при размещении заказа не производится использования бюджетных средств, то заказ считается государственным за счет внебюджетных источников. Процедура закупки начинается с момента публикации заказчиком на официальном сайте извещения о проведения торгов, далее осуществляется прием заявок с последующим выявлением победителя закупки, с которым в дальнейшем и будет заключен государственный контракт.
Госзаказ является значимой частью внутреннего спроса - это фактор экономического роста российского внутреннего рынка, где доля спроса государственного сектора, включая государственные компании, составляет 20 процентов всего внутреннего спроса страны. Фактором, реализующим поддержку развития субъектов малого предпринимательства, является обязательный минимум размещения 20-и процентного объема заказа среди СМП.
Основные нормативно-правовые документы, устанавливающие нормы регулирования государственного заказа являются 44 и 223 федеральные законы. Размещение государственного заказа возможно в следующих видах закупочных процедур: электронный аукцион, конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, запрос цен, закупка у единственного поставщика и т.д. Ряд этих процедур может проводиться как в закрытой (к участию в торгах допускается строгий перечень компаний-исполнителей), так и в открытой форме (на участие в торговой процедуре может подать заявку любая компания). Победитель закупки определяется исходя из факторов минимально предложенной цены исполнения контракта, лучших условий удовлетворения потребности заказчика.
Так как 223 федеральный закон еще относительно сырой, то к его положениям уже принимаются, и будут утверждаться новые поправки. Основные принципы, которого заключаются в создании полного закупочного цикла, от создания прогноза потребности государственного учреждения в товарах (работах, услугах), до опубликования результатов заключенных контрактов.
Лидирующими способами закупок, используемые государственными заказчиками, являются для 44 ФЗ запрос котировок, а для 223 ФЗ запрос предложений, связано это с тем, что данные способы проведения закупки является самыми быстрыми и простыми.
Немаловажное влияние на закупочную деятельность госсектора оказывает развитие информационных систем, которые увеличивают общественный контроль над процедурами размещения государственных заказов. Что в значительной степени позволяет минимизировать риск не целевого использования бюджетных средств.
Наши ресурсы