Особенности системы управления закупками

Система управления гос закупками представляет собой очень сложный и, в тоже время, слаженный механизм. Конечно, любой механизм никак не может быть идеальным, и в нем находятся ржавые, а порой, и устаревшие детали. Законодательный орган Российской федерации, государственная дума, отвечающая за законодательный аспект системы государственных и муниципальных закупок на протяжении семи лет, пытается подлатать этот механизм, заменяя старые детали на новые и проводя чистку ржавчины с федерального закона о гос. закупках номер девяносто четыре, и к тому же, придумывает новое «устройство», так сказать, новый механизм - это федеральную контрактную систему.

Что же из себя представляет система государственных закупок, и какие основные процессы она реализует и поддерживает на должном уровне?

Система государственных закупок - это система, которая реализует государственную программу по закупке товаров, выполнению услуг, выполнению работ для нужд государственных и муниципальных заказчиков. Без непосредственного участия этой системы в нашей стране нельзя приобрести или выполнить какие-либо услуги для бюджетной организации. Также система представляет собой незаменимый инструмент для снижения издержек при выполнении работ и поставке товара, так как торги, проходящие в ней, направлены на удешевление закупаемых товаров или выполняемых работ.

В данной системе работают десятки тысяч сотрудников, которые на протяжении всего календарного и финансового года размещают торги, проводят их и на их же основании заключают государственные и муниципальные контракты (договора), а сам заказчик непосредственно следит за его исполнением.

Основные особенности системы управления государственными закупками

Также важно учесть, что через систему гос закупок проходит огромное количество бюджетных средств и, следовательно, не говоря утайками, можно сказать, что находятся недобросовестные чиновники, которые, пользуясь своим положением и своей информацией, расходуют бюджетные деньги в своих целях либо проводят хитроумные схемы их отмывания.

Предположим, есть государственный контракт на уборку помещений в здании, например, суда, в ТЗ пишутся заведомо завышенные квадратуры площади уборки и цены на них, по итогам торгов выигрывает подложная компания, которая выполняет работы на двадцать процентов от положенных ста, остальные деньги делаться между чиновниками и директорами подставных фирм.

Таких примеров можно привести десятки и, к сожалению, на сегодняшний день, можно однозначно сказать, что существующий механизм системы государственных и муниципальных закупок прогнил и заржавел до такой степени, что латать его или менять отдельные детали себе дороже станет, легче создать новую систему, которая могла бы учесть все дыры старой и работать более продуктивно.

Подводя итоги, хочется верить, что механизм системы закупок ждет какое-либо обновление, потому что в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, он не отвечает всем требованиям и стандартам которые возлагались на него при его создании.

Преимущества системы управления закупками

Как известно в наш просвещённый и, в то же время, быстро меняющийся мир, идущий по ступеням информатизации восьмимильными шагами, системы управления различными информационными и рабочими процессами вошли в направление любых сфер нашей жизнедеятельности. Не стало исключением и такое направление как государственные и не государственные закупки. Подобных систем управления достаточно много, и они различаются по своим функциональным возможностям, и нередко выполняют отдельно поставленные задачи повышенной сложности.

Из основных возможностей и неоспоримых плюсов систем управления закупочной деятельностью можно выделить следующие:

  • Многократное повышение эффективности в процессах при размещении закупок.
  • Минимизация рисков при составлении конкурсных аукционных документаций, что зачастую является главной головной болью всех специалистов в сфере размещения заказа: одна неточность может привести к невозвратимым последствиям.
  • Ощутимое сокращение затрат как временного, так и материального характера. С подобными системами временной фактор процесса опубликования и размещения закупок сократится в несколько раз.
  • Обычно в информационных системах управления гос закупками предусмотрено постоянно правовое и юридическое сопровождение, а также вы всегда будете в курсе любых изменений законодательства в сфере размещения заказа.
  • Система управления закупочной деятельностью обеспечивает постоянный контроль за размещением заказа, Вы всегда и в любой момент можете получить огромное количество различных стандартных отчетов, а некоторые системы предоставляют возможность самому специалисту составлять необходимый ему в работе аналитический отчет.

Различные системы могут предложить услугу и так называемого ведения вашего закупочного процесса от самого рождения его - опубликования извещения, до самого конца – исполнения контракта его закрытие. Очень важно, чтобы такой функционал присутствовал в системе управления закупками, так как он просто необходим за контролем и информационной осведомленностью.

Итоги обзора систем управления закупками

Подводя итоги к выше сказанному, хочется посоветовать всем организациям, решившим приобрести систему управления закупочной деятельностью, не скупиться, приобретать проверенный и подходящий вам продукт, не вызывающий сомнений. Тщательно изучить все возможности приобретаемого продукта, все слабые и сильные стороны. Если это возможно, но нужно посмотреть, как работает система закупок у других организаций, которые уже внедрили данную систему и плотно с ней работаю, уж они-то точно вам расскажут и покажут все основные нюансы эксплуатации системы в рабочем режиме. Также необходимо уделить внимание вопросу обучения персонала, так как это является важным фактором использования системы управления закупочной деятельностью на все сто процентов.