Применение электронных аукционов как формы размещения заказа при сделках покупки или продажи получило широкое применение, начиная с 2010 года. Этому фактору поспособствовали изменения в законодательстве Российской Федерации, а именно, отмена классических аукционов, проводимых без использования вычислительных машин, в виду частых случаев осуществления недобросовестной конкуренции. Вторым фактором организации электронных торгов послужили поправки в 94 Федеральный закон, а именно, глава 3.1, регламентирующая проведение электронный аукционов.
Проведение электронных торгов имеет на порядок больше преимуществ по сравнению с иными формами объявления тендеров. К их числу относится прозрачность проведения процедуры торгов. Связано это с тем, что компания заказчика отстранена от непосредственного влияния на ход торга аукциона, так как все полномочия по приему первых, вторых частей заявок и сопутствующей документации ложится на плечи организации оператора электронных торгов. В свою очередь оператору площадки регламентом организации электронных торгов категорически запрещено производить раскрытие информации о наименованиях компаний, решивших участвовать в торге. Заказчику же передаются документы для рассмотрения вторых частей, содержащие в себе информацию о компаниях участниках, только после факта проведения аукциона или в случае подачи к участию в торгах единственной заявки. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев исключается факты сговора, недобросовестной конкуренции или оказываемого давления на добросовестных участников электронного аукциона.
Вторым преимуществом проведения электронных торгов является общедоступность участия в аукционах вне зависимости от географического расположения участника. Электронная торговая площадка предоставляет физический доступ участникам к функционалу посредством подключения через сеть Интернет. В сравнении с конкурсами и запросами котировок отсутствует необходимость передавать заявки и документы непосредственно в руки организатору торгов, что вызывает дополнительные затраты на организацию транспортных расходов или привлечение курьерских служб.
Третьим преимуществом является результативность организации электронных торгов. В ряде случаев, при наличии удобного функционала электронной торговой площадки к размещению торгов, что в значительной мере сокращается затрачиваемое время специалиста на создание и публикацию извещения о проведении электронных торгов. При применении формы размещения заказа как электронный аукцион обеспечивается значительное снижение первоначальной (максимальной) цены объявленных лотов. Связано это с тем, что на торговых площадках принимают участие большое количество поставщиков, а с учетом наличия эффективной формы поиска опубликованных извещений, найти именно ваши торги не составит для них особых затруднений. Здесь и прослеживается следующая закономерность – чем больше компаний принимают участие в торгах, тем ниже окажется цена заключаемого контракта или выше, в случае проведения аукциона на повышение начальной цены.
Но, несмотря на все преимущества, которыми обладают электронные торги, и эта форма размещения заказа не лишена недостатков, уловки, применяемые недобросовестными участниками рынка, становятся все более изощренными.
Наши ресурсы