Допустимые способы проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками
Управление государственными и муниципальными заказами осуществляется в рамках действия Федерального закона № 44.
Государственные закупки представляют собой размещение заказа за счет средств бюджета субъектов РФ, федерального бюджета, муниципального бюджета или не бюджетных источников финансирования. Муниципальные закупки проводятся органами местного самоуправления и муниципальными управлениями в целях решения потребительских нужд местного значения и осуществлением особых государственных полномочий. Процесс бюджетирования заказа включает в себя экономическую систему обоснования объемов проводимых закупок и соответствующих этим целям финансовых затрат.
- Конкурс - торговая форма проведения заказа, регламентируемая главой 2 федерального закона, может проводиться в открытой или закрытой форме. По итогам торгов определяется победитель, чьи условия исполнения контракта являются лучшими. Заказы, проводимые в форме конкурса, могут содержать в себе неограниченное число лотов, для каждого из них происходит отбор победителя из перечня заявок, поданных исключительно на данный лот.
- Аукцион в электронной форме, проводимый на одной из пяти сертифицированных электронных торговых площадках. Аналогично конкурсу проводится в открытой/закрытой форме. Победителем будет признан участник, в ходе проведения торгов предложивший наиболее низкую цену за исполнение контракта.
- Запрос котировок – не торговая форма выявления исполнителя заказа. Чтобы зарегистрироваться в качестве участника своей компании исполнители, в намеченный в извещении срок, приносят заявку заказчику. Победитель определяется по наименьшему ценовому предложению. Важным условием выбора данного способа размещения заказа является лимит начальной цены закупки в 500 тысяч рублей. Суммарный объем закупок, производимых подобным способом, не может превышать 10% общего объема всех средств, которые предназначены для закупок заказчиком и отраженны в его специальном плане-графике. Также объем обязательно должен не выходить за пределы суммы, установленной Законом как 100 млн. руб. за один год ( ч.1, ст.72, Закон о контрактной системе №44-ф3). Свой заказ необходимо опубликовать в срок не позже 7 дней до последней даты подачи заявок (часть 1, статья 74, Закон №44-ф3).
- Двухэтапный конкурс. Заказ, прежде всего, нужно разместить в единой системе информации за 20 дней до даты, когда полностью завершается срок подачи всех заявок. К каждому участнику предъявляются абсолютно одинаковые требования. Кроме того, нередко к основным прибавляются также дополнительные ( ч.3, ст.57, Закон №44-Ф3). Этот способ отличается от других способов возможностью прояснения всех требований закупки, а также отличается обязанностью конкурсантов подавать на начальном этапе процедуры заявки, в которых имеется предложение предмета закупки и без оглашения стоимости контракта. Иные виды закупок подобных особенностей не имеют.
- Конкурсы с ограниченным участием. Подобные виды размещения заказа можно использовать при выполнении особых работ, которые связаны с сохранением объектов культурного наследия. Также - при технической и (или) технологической трудности закупки, ее высокотехнологичном, специализированном, или инновационном характере и др. Полный перечень определенных услуг, работ, товаров должен утверждаться Правительством РФ. Такой способ выявления поставщиков отличается от других присутствием различных требований, которые дополнительно предъявляются к конкурсантам. Впрочем, они не являются важным и решающим критерием оценки предложения, указанного в поданной заявке. Согласно данным условиям у предполагаемого поставщика в наличии должно быть необходимое для работы оборудование, финансовые средства и опытные, квалифицированные и работающие специалисты. Всю вышеизложенную информацию участникам нужно излагать в подаваемой заявке.
Запрос предложений по 44 ФЗ выполняется в следующих случаях, обозначенных Законом:
- если необходимо - заключить договор на оказываемые услуги с преподавателем, гидом и другими специалистами, являющимися физическими лицами,
- в ситуации, когда необходимо заключить договор энергосбережения и договор купли-продажи с поставщиком, который гарантирует подачу электроэнергии.
Заказчик всегда имеет право обозначить собственные критерии оценки подаваемых заявок или же применять такие, которые могут использоваться в открытом конкурсе (статья 32, Закон №44-Ф3), однако заказчик не может вносить изменения в запрос предложений по 44 ФЗ или вовсе отменять его (часть 5, статья 83, Закон №44-Ф3).
У единственного поставщика закупка производится с компанией, выбранной в качестве исполнителя контракта, не превышающего сумму в 100 тысяч рублей. Условия для заключения контрактов с единственными исполнителями описаны в статье 93 Закона №44-Ф3.
Проблемы управления государственными и муниципальными заказами
Проблемы при управлении государственными и муниципальными заказами - это организация механизма планирования закупок и механизм ценообразования, а также нормирование натуральных показателей. В целях решения подобного рода задач необходимо создать систему обоснования расходов приобретения товаров, оказания услуг, производства работ для полного прогнозирования соответствующих расходов. Действительно значимым подходом к решению проблем является введение в эксплуатацию системы мониторинга за проведением государственных и муниципальных заказов и соблюдение всех норм законодательства для достижения наибольшей открытости каждой закупки.