Основная проблема- контроль закупок
Госзакупки - это закупки, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти для удовлетворения своих нужд, необходимых для исполнения ими тех или иных полномочий, которые определены в соответствующих положениях этих органов. Целью закупок предприятия является обеспечение снабженческого отдела товарами, работами, услугами по минимальной стоимости, при соблюдении всех действующих нормативно-правовых норм. Регламентирование государственных закупок сейчас осуществляется 44 федеральным законом.
Открытость сферы государственных закупок связана с обязательной публикацией извещений на ООС, а именно, о цене закупки, протоколах заседаний комиссий, поставщиках и победителях, участвовавших в закупках, цене заключенного контракта. Но в настоящий момент на этом раскрытие информации завершается и, соответственно, общественности не известны дальнейшие процессы, происходящие с заключенными контрактами.
Виды контроля закупок
Обозначим три вида актуальных проблем в области контролирования государственных закупок:
- Производится закупка тех товаров, которые «хочется» приобрести заказчику, а не те, которые необходимы для осуществления полномочий. Данную проблему легко найти в примерах извещений о покупке импортных автомобилей представительского класса детскими садами, больницами и прочими государственными организациями низшего звена, хотя для данных целей существует возможность приобретения на порядок более дешевого автотранспортного средства отечественного производства.
- Составление технического задания, под требования которого подходит строго определенный поставщик. Зачастую, при объявлении таких закупок работы, указанные в тендерной документации, по факту выполнены до определения компании-победителя, с которой заказчик планирует заключить государственный контракт. С целью ограничить поступление заявок прочих участников или правомочно отклонить поступившие заявки, в виду их несоответствия параметрам технического задания.
- Отсутствует контроль со стороны гражданского общества за институтами власти. Проблема правоприменительной системы – органы, осуществляющие надзор и контроль закупок, порой не должным образом производят контроль эффективности расходования бюджетных средств, проводят поверхностные и формальные проверки подаваемых заявлений по фактам или подозрениям в нарушении законодательства при проведении закупок.
Устоявшиеся стандарты контроля закупок
Кардинально изменить сложившуюся ситуацию в сфере контроля государственных закупок можно только с привлечением общественности, уполномоченного экспертного сообщества и всех участников закупочного процесса.